ИСТОРИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

Телемедицина в Республике Башкортостан (РБ), развивается в соответствии с внедряемыми современными телекоммуникационными технологиями в республике и России. В середине 80–х годов доступным средством обмена информации была аналоговая телефонная связь. Это позволило создать сеть удаленного консультирования ЭКГ. Сеть применялась на скорой медицинской помощи г. Уфы. Как известно, на сегодня подобная методика получила широкое развитие во всем мире, но на более высоком, качественно новом витке технологического развития.

В 1993 году группа ученых УГАТУ г. Уфы при сотрудничестве с ведущими медицинскими учреждениями г. Уфы провела опытные работы по передаче базы данных лабораторных анализов, в режиме реального времени, по электронной почте. Обмен электронной почтой в тот период был возможен только по аналоговым телефонам, поскольку сеть интернет в России в тот период только зарождалась.

Постановлением Кабинета Министров РБ и в соответствии с приказом МЗ РБ в 1998 году были создана структура Межрайонных консультативно – диагностических центров (МКДЦ). На сегодняшний день на базе 2-х крупнейших, многопрофильных клиник города Уфы - РДКБ и РКБ им. Г.Г. Куватова, размешаются головные диагностические центры, и на базе 8 райцентров дочерние МКДЦ. Диагностические центры начинали работать на основе электронной почты передаваемой посредством телефона, в дальнейшем была освоена методика консультирования в отложенном режиме с использованием модемной связи. Разработанная медицинская информационная система (МИС) осуществляет сбор, обработку и хранение диагностической информации, получаемой с медицинских приборов и вводимой врачами специалистами в процессе диагностики и консультативного приема. Полная информация о пациенте хранится в электронном аналоге амбулаторной карты больного, которая включает текстовую, визуальную и звуковую информацию. Имеющаяся МИС обеспечивает возможность проведения удаленных медицинских консультаций с использованием модемной связи. В сложных диагностических случаях, или когда доктор в МКДЦ в районах РБ затрудняется в интерпретации полученных данных исследования, модемная связь дает возможность передачи информации в головные МКДЦ. Полученная информация анализируется силами ведущих специалистов ЛПУ, и заключение передается в район. В 1999 году проведена 51 телеконсультация, в 2000 году 62, в 2001 году 167 сеансов модемного консультирования. В общей сложности проведено более 300 консультаций в режиме off-line с момента открытия сети МКДЦ.

Первый опыт работы по организации телеконсультаций в режиме реального времени в Башкирии связан с трагедией произошедшей третьего июня 1989 года, при крушении двух пассажирских поездов в районе деревни Улу-Теляк. В Уфе были организованы прямые телемосты между местными учреждениями здравоохранения, московскими клиниками и медицинскими центрами США, во время сеансов спутниковой связи были проконсультированы пациенты, пострадавшие в этой страшной катастрофе.

Следующим этапом в реализации развития, и использования современных телекоммуникационных технологий стало создание Башкирского Республиканского Центра Телемедицины (БРЦТМ). Центр был создан при поддержке руководства республики в столице Башкортостана г. Уфе на базе Республиканской Клинической Больницы № 2. Первые пациенты были проконсультированы в сентябре 2001 года. Активное участие в передаче своего, опыта и неоценимую помощь в организации Центра оказал телемедицинский центр при Научном Центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, работающий в рамках программы “Москва – регионы России".

Создание Башкирского республиканского центра телемедицины стало новым этапом, открывшим перспективы для дальнейшего развития телемедицинских технологий в Башкортостане.